Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИОНИСИЙ
15, С. 284-286 опубликовано: 22 июня 2012г.


ДИОНИСИЙ

Дионисий (Валединский), еп. Кременецкий. Фотография. 1913 г. (РГИА)
Дионисий (Валединский), еп. Кременецкий. Фотография. 1913 г. (РГИА)

Дионисий (Валединский), еп. Кременецкий. Фотография. 1913 г. (РГИА)
(Валединский Константин Николаевич; 4.05.1876, г. Муром Владимирской губ.- 15.03.1960, Варшава), Митрополит Варшавский и всей Польши. Род. в семье священника, настоятеля ц. святых Космы и Дамиана. Мать - Елизавета Васильевна Спекторская. В родном городе окончил ДУ. После смерти отца Константин поступил в ДС во Владимире, окончил семинарский курс в 1897 г. в Уфе. Будучи студентом 1-го курса КазДА, 14 сент. 1897 г. принял монашеский постриг с именем Дионисий. В том же году Д. был рукоположен во диакона, а в 1899 г.- во иерея. В 1900 г. окончил академию со званием магистра богословия. В 1900-1901 гг. был профессорским стипендиатом и преподавателем КазДА, в 1901-1902 гг. преподавал историю Церкви в Таврической ДС в Симферополе. 22 дек. 1902 г. Д. был возведен в сан архимандрита. В 1902-1911 гг. исполнял обязанности преподавателя, инспектора и ректора Холмской ДС. С 1911 по 1913 г. Д. был настоятелем русской посольской церкви в Риме. 21 апр. 1913 г. в Свято-Успенской Почаевской лавре состоялась хиротония Д. во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. В рукоположении участвовал Патриарх Антиохийский Григорий VII.

Во время первой мировой войны Д. находился в Киеве. В 1918 г. принимал участие во Всеукраинском Православном церковном Соборе. В 1919 г. вернулся в Кременец, где начал работу по восстановлению церковной жизни в Дубенском, Луцком, Кременецком и Ровенском уездах. 1 июля 1921 г. польск. правительство признало канонические права Д. в Волынской епархии, и в 1922 г. владыка был возведен в сан архиепископа.

27 февр. 1923 г., после трагической гибели митр. Варшавского Георгия (Ярошевского), экзарха Патриарха Московского св. Тихона в Польше, Д. был избран Собором епископов Предстоятелем Православной Церкви в Польше и возведен в сан митрополита. На избрание повлияла прежде всего его готовность к сотрудничеству с польск. правительством, требовавшим введения автокефалии. 13 марта того же года К-польский Патриарх Мелетий IV в нарушение канонов утвердил Д. в звании Предстоятеля и закрепил за ним титул «Митрополит Варшавский и Волынский и всей Православной Церкви в Польше, священноархимандрит Свято-Успенской Почаевской лавры». В ответ на просьбу Д. к свт. Тихону благословить самостоятельное существование правосл. Церкви в Польском гос-ве Патриарх отказался это сделать, выразив несогласие с данным деянием и заявив, в частности, что принять подобное решение имел право только Собор Всероссийской Православной Церкви. 13 нояб. 1924 г. К-польский Патриарх Григорий VII подписал Патриарший и Синодальный томос о даровании автокефалии Польской Православной Церкви, и 17 сент. 1925 г. в варшавском митрополичьем соборе св. равноап. Марии Магдалины состоялось ее офиц. провозглашение. 1 янв. 1925 г. Д. стал профессором пастырского богословия и христ. археологии Варшавского ун-та, где в 1926-1939 гг. возглавлял Православное богословское отд-ние.

В 1927 г. Д. получил от К-польского Патриарха Василия III титул «блаженнейший». В этот период с целью установления более тесного духовного общения и братских отношений с Поместными Церквами, а также упрочения положения молодой Польской Церкви в правосл. мире Д. совершил ряд заграничных поездок. Митрополит принимал активное участие в международном христ. движении.

В межвоенный период основной задачей, стоявшей перед Д., было выстраивание отношений с польск. правительством и местными властями, к-рые требовали от православных лояльности и польского патриотизма, а сами зачастую враждебно относились к непольск. и некатолич. населению. Не меньшую трудность представляло окормление многонациональной паствы (белорусы, украинцы, русские, карпаторосы) в условиях становления польск. национального гос-ва. Юридическая ситуация в Польской Церкви была неопределенной, что усложняло защиту храмов и церковного имущества от ревиндикации или просто явного насилия со стороны католиков. К тому же польск. католич. иерархия прилагала особенные усилия к реанимации унии.

С началом второй мировой войны Д. призвал правосл. граждан Польши к борьбе против нем. захватчиков. За это обращение оккупационные власти отстранили Д. от управления Церковью и поместили под домашний арест в Отвоцке (под Варшавой). Правосл. епархии Зап. Украины и Зап. Белоруссии после включения этих территорий в состав СССР в 1939 г. вернулись в каноническую юрисдикцию Московской Патриархии. В составе Польской Православной Церкви остались лишь приходы на территории т. н. генерал-губернаторства, образованного германской администрацией на оккупированной территории Польши. Управление правосл. Церковью на этой территории было передано Берлинскому и Германскому архиеп. Серафиму (Ляде), к-рому помогал Венский еп. Василий (Павловский).

23 сент. 1940 г., после подписания декларации о лояльности генерал-губернатору Польши Г. М. Франку, Д. смог вернуться на свою кафедру. Одновременно было объявлено об учреждении в генерал-губернаторстве Автокефальной Православной Церкви. 30 сент. Собор епископов под председательством митрополита Д. произвел новое адм. деление Церкви: были созданы 3 епархии (Варшавско-Радомская, Холмско-Подляшская и Краковско-Лемковская (с 1941 в связи с включением в состав генерал-губернаторства Галиции Краковско-Лемковско-Львовская)).

С наступлением советских войск в июле 1944 г. нем. власти приказали Д. эвакуироваться вместе с архиепископами Иларионом и Палладием в Словакию. Затем иерархи пребывали нек-рое время в Закопане. До янв. 1945 г. Д. управлял Церковью из Кракова. В связи с зимним наступлением Советской Армии епископы эвакуировались в Санкт-Пёльтен (Австрия). Д. вернулся в Польшу 25 апр. и снова возглавил местную правосл. Церковь. В обращении от 5 июня 1945 г. Д. призвал духовенство к молитве за «демократическую Польшу, ее власти и воинство». 13 июня в письме, адресованном Б. Беруту, председателю Крайовой Рады Народовой, Д. доложил о своей деятельности в период войны и оккупации.

C 15 июля 1946 по 6 апр. 1948 г. Д. был временным управляющим епархией Возвращенных земель, в которую входили территории на западе и севере Польши, присоединенные после второй мировой войны. 24 июля 1947 г. Д. возглавил Православный Митрополичий комитет помощи переселенцам на возвращенных землях, задачей к-рого была организация материальной помощи переселенцам и осуществление их духовного окормления.

Несмотря на все попытки Д. урегулировать канонические отношения с МП, польск. коммунистические власти последовательно стремились к смещению его с занимаемой должности. Вначале Департамент по делам вероисповеданий Мин-ва общественной администрации только рекомендовал Церкви отправить митрополита на покой «ввиду слабого здоровья и преклонного возраста». 27 марта 1947 г. Д. был вызван в мин-во, где от него потребовали «добровольно» оставить митрополичью кафедру. Д. отказался. В связи с этим после консультаций с властями СССР польск. правительство приняло решение отправить Д. под домашний арест.

6 апр. 1948 г. последовало офиц. распоряжение о непризнании Д. Предстоятелем Православной Церкви в Польше. Власти создали временную Правящую коллегию по делам управления Польской Автокефальной Православной Церкви под председательством Белостокского и Бельского архиеп. Тимофея (Шреттера). В нояб. 1948 г. Д., обратившись к Патриарху Московскому Алексию I, принес «искреннее покаяние во всех содеянных им по отношению к Матери-Церкви прегрешениях», и 22 июня в Москве был подписан Акт о предоставлении автокефалии Польской Православной Церкви. Однако вернуться к исполнению обязанностей Предстоятеля Д. так и не смог.

Он не примирился с создавшейся ситуацией и еще 22 дек. 1948 г. предпринимал попытки возвращения на митрополичий престол. В письме министру Общественной администрации Д. подчеркивал, что непризнание его Главой Польской Автокефальной Православной Церкви и создание временной Правящей коллегии являются с юридической т. зр. неканоническими действиями, осложняющими положение правосл. Церкви в Польше. Несмотря на ходатайства К-польского Патриарха Афинагора I и эмиграционного правительства в Лондоне, старания Д. были безуспешны. Деятельность православной Церкви в Польше была поставлена под жесткий контроль гос-ва.

В мае 1951 г. Д. было предписано оставить Варшаву и переселиться в г. Сосновец близ Катовице. В изгнании митрополита сопровождали свящ. Афанасий Семенюк и мон. Евдоксия (Полянская). Несмотря на многочисленные ходатайства, обращенные к гос. и церковным властям, Д. пребывал в Сосновце до мая 1958 г. Последние годы провел в Варшаве, в приходском доме при храме прп. Иоанна Лествичника на Воле, и был похоронен на Вольском правосл. кладбище.

Соч.: Уфимский Успенский мон-рь. Каз., 1898; Брамины в Индии // ВиР. 1898. Т. 1. Ч. 2. С. 221-246; Идеалы православно-русского инородческого миссионерства. Каз., 1901; Страничка из истории христ. просвещения якутов и участия в нем Н. И. Ильминского. М., 19022; Заботы миссионеров об устройстве внешнего быта новокрещеных инородцев: Речь перед защитой магист. дис. // ПС. 1902. Ч. 2. С. 47-65; Поучение на день храмового праздника в Холмской ДС 9 сент. 1902 г. Варшава, 1902; Краткое извлечение из Отчета ректора Холмской ДС архим. Дионисия о состоянии семинарии за 1902/03 учеб. г. Варшава, 1903; Памяти инспектора Холмской ДС иером. Филиппа. Варшава, 1904; Современное состояние, задачи и нужды правосл. инородческого миссионерства в Сибири. М., 19052; Богословие Иоанново. Холм, 1909; Святыня Барграда. Холм, 1912; На память о 1600-летней годовщине торжества Креста Христова над язычеством при св. равноап. царе Константине Великом (313-1913). Почаев, 1913; Увещание христолюбивым воинам, подвизающимся на поле брани. Кременец, 1915; Пастырское изучение людей и жизни по святоотеческим творениям. Варшава, 1926; Пастырское послание преосвященных епископов Петра и Дионисия. [Б. м.], 1926; Историческое обозрение рус. пасторологической лит-ры в XIX в. Варшава, 1926; Пасторология св. Иоанна Лествичника. Варшава, 1927; Христианская археология, ее характер и ее научный метод. Варшава, 1928; Новейшие раскопки и открытия в рим. катакомбах Св. Каллиста на Аппиевой дороге. Варшава, 1928; Najnowsze wykopaliska i odkrycia w katakumbach rzymskich: Nowe malowidło Żałobnej wieczerzy miłości, czyli agapy w katakumbach Śww. Piotra i Marcellina przy Via Labicana. Warsz., 1929; Пасторологическая теология. Варшава, 1929; Pomnikowe dzieło naukowe. Warsz., 1932; Христианство и искусство. Варшава, 1935; Евхаристичний культ на Украïнi. Варшава, 1936; Божественное откровение как источник истинного Богопознания. Варшава, 1937; List do Maksyma abpa Konstantynopola Nowego Rzymu i patr. Ekumenicznego w czerwcu 1946 // Wiadomości Metropolii Prawosławnej w Polsce. 1947. N 3(1-2). S. 5; Gratulacje patr. Moskiewskiemu i Wszechrusi Aleksemu z okazji intronizacji na katedrą patriarsz // Ibid. S. 6; List o kościolnych i cywilnych obowiązkach obywatela Polski wyznania prawosławnego (Warszawa, styczeń 1946 r.) // Ibid. S. 2-6; List s okazji obchodu przez Bułgarski Kościół Prawosławny tysiąclecia od dnia błagosławionego Jana, cudotwórcy Rylskiego (946-1946) // Ibid. S. 8-9; List s okazji druhiej rocznicy wyzwolenia Polski // Ibid. S. 9; Спутник рус. правосл. богомольца в Риме / Общ. ред., коммент., доп. главы: М. Г. Талалай. Рим, 19992.
Лит.: Алексий (Громадский), архиеп. Посещение его Блаженством, Блаженнейшим Дионисием святых Православных Автокефальных Восточных Церквей. Варшава, 1928; он же. К истории Православной Церкви в Польше за 10-летие пребывания во главе ея Блаженнейшаго Митр. Дионисия (1923-1933). Варшава, 1937; Митрополит Дионисий: (Некролог) // ЖМП. 1960. № 5. С. 47-49; Papierzyńska-Turek M. Problem Autokefalii Kościoła Prawosławnego w Polsce w latach 1918-1939 // Euhemer: Przegląd religioznawczy. Warsz., 1980. N 1, 3; Żelezniakowicz S. Z historii Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego w okresie mędzywojennym (1918-1939) // Wiadomości Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego. Warsz., 1981. N 4; 1982. N 1-4; 1983. N 4; Sawicki D. Najnowsza historia Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego // Elpis. Białystok, 1999. R. 1(12). Zesz. 1(14); Mironowicz A. Autokefalie kościoła prawosławnego w Polsce. Białystok, 2006.
Свящ. Петр Никольский, свящ. А. Дудра
Ключевые слова:
Митрополиты Польской Православной Церкви Дионисий (Валединский Константин Николаевич; 1876 - 1960), Митрополит Варшавский и всей Польши
См.также:
ВАСИЛИЙ (Дорошкевич Владимир Алексеевич: 1914-1998), митр. Варшавский и всей Польши
МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов